Powered By Blogger

среда, 4 февраля 2015 г.

Домский собор

Домский собор 

Первоначальное здание церкви было построено уже в 1229 году, но от него до наших дней ничего не сохранилось: уже в конце XIII века оно было полностью переделано. От этой церкви до нас дошла лишь алтарная часть. Сегодняшний облик здания восходит к середине XV столетия, хотя и в последующие века оно претерпевало некоторые изменения. Наиболее существенным явилось сооружение в 1779 году башни в западной части здания. К позднейшему периоду относятся также притвор и капеллы (конец XV-XVII век), которые в значительной степени изменили нижнюю часть южного - выходящего на площадь - фасада здания.
Домский собор является трехнефной базиликой с почти равной шириной нефов. Восточная часть среднего нефа переходит в равную ему по ширине, но значительно более низкую алтарную часть с пятигранным завершением

Суровая, лишенная декора архитектура церкви типична для таллиннской готики. Фасады здания, кроме алтарной части, не имеют никаких членений. Это гладкие отштукатуренные плоскости стен, прорезанные высокими стрельчатыми окнами. Более низкие стены пятигранного завершения алтарной части членятся вертикалями контрфорсов, также лишенных какого-либо декора. На восточном щипце более высокого центрального нефа, над алтарной частью, надстроена небольшая многогранная башенка, рядом с которой до возведения главной башни была невысокая колокольня. Единственным элементом, смягчающим аскетичность фасадов собора, являются вытесанные из камня переплеты окон. Затейливые линии тонкой каменной резьбы верхней стрельчатой части каждого окна составляют свой неповторимый рисунок. Ажурность и законченность композиции любого из окон говорят о незаурядном мастерстве и художественном вкусе мастеров-камнерезов тех далеких времен.

Над западным фасадом возвышается увенчанная шпилем башня, созданная архитектором К. Л. Гестом. Она как бы вырастает из центрального нефа церкви. Время сооружения башни - вторая половина XVIII века - определило и ее барочные формы. Хотя это нарушило стойловое единство сооружения, башня и шпиль органично вошли в общий строй средневекового здания, закономерно развили композицию сооружения с характерным для готических соборов нарастанием объемов от более низкой алтарной апсиды к центральному нефу и к возвышающейся над всем зданием башне. Органическому сосуществованию более поздней башни с основным зданием готической архитектуры не мешают чуждые готике криволинейные элементы в карнизе башни, геометрическая четкость которой смягчена срезанными углами ее квадратного основания. То же можно сказать и о сочных, даже несколько излишне усложненных формах шпиля, венчающего каменное основание башни.
Такое сочетание в одном здании отдельных элементов, выполненных в разных стилях, достаточно часто встречается в церквах Таллинна: последующие века нередко вносили в их облик что-то свое. Однако важно, - и это ллы видим на примере Домского собора, - чтобы новое, будь то башня, шпиль или капелла, было подчинено первоначальной, в данном случае готической композиции здания, дополняя и развивая ее существо, пусть даже и в иных архитектурных формах.Помещения церкви богаты произведениями прикладного искусства и скульптуры, которые на фоне лаконичной архитектуры интерьера получают особо сильное звучание. Большинство из них создано не ранее конца XVII века. Многое, что относилось к более древним временам, погибло в разрушительном пожаре 1684 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий